Обычно хорошо обученные люди могут профессионально ориентироваться в какой-либо одной области знаний. Как возможно одному человеку охватить такой широкий спектр знаний?..
Ответ:
Отвечая на этот вопрос, хотел бы сначала обратить ваше внимание на слоган нашего интеллектуального сообщества, который звучит так: «Всё знать невозможно, да и не нужно – важно знать главное.» Мы не напрасно используем этот слоган, которой известен ещё с древних времен и в разной форме высказывался многими мыслителями. А именно: если придерживаться главного, это не позволяет утонуть в «болоте» второстепенных вещей. Только двигаясь от главного к главному можно прийти к всеобщему. В свою очередь знание всеобщего способно пролить свет на частное (т.е. на части реальности) без каких- либо искажений отражая объективную картину мира во всей её целостности.
Вопрос:
В связи со сказанным возникает следующий вопрос: если не отталкиваться от частного, то как можно прийти к всеобщему?
Ответ:
Прежде чем ответить на этот вопрос необходимо отметить.
Нельзя забывать, что существует обманчивое мнение о том, что, соединяя частные (локальные) области знаний, (даваемых химией, биологией, геологией, космологией и т.п.) в результате возникает знание о всецелом. Мнение, что «от частного можно прийти к всеобщему» в результате оказывается ловушкой, приводящей в тупик.
Так, например,
Для того чтобы начать объединять локальные теории в обобщающую картину мироздания необходимо заранее иметь сведения о всеобщем. Здесь образуется порочный круг: чтобы синтезировать локальное знание во всеобщую глобальную картину мира, необходимо иметь предварительное представление о всеобщем. И только в этом случае понятно, как «склеивать» локальное знание о мире в некоторое систематическое единство и, следовательно, представление о всецелом.
Итак, от частного нельзя прийти к всеобщему. Это как случай в притче со слоном в темной комнате. В которой советники Раджи ощупывали слона в темной комнате кто-то ногу, кто-то — хобот, хвост, ухо, бивни. Мораль, которой в том, что, опираясь на частичное знание у каждого советника был свой, образ слона. А в реальности слон был совсем другой.
Теперь отвечая на ваш вопрос: если не отталкиваться от частного, то как можно прийти к всеобщему?
Здесь важно помнить один из законов логики, а именно «закон достаточного обоснования». Суть которого в том, чтобы соблюдать в мышлении такую черту, как обоснованность. А это значит проверять основания перед тем, как начинать выстраивать на нем свое мышление. Ибо если не верная основа, то соответственно будут ложными выводы.
Таким образом, чтобы прийти к всеобщей картине мира необходимо начинать с перепроверки оснований и определять истинность первопричин. А именно определить, что находиться в основе и являлось первопричиной всего существующего. Только после того, как у нас будет верная основа мы сможем определить ядро всеобщего.
Таким образом, ответ на ваш вопрос, следующий: знание первоосновы всего существующего не является частным знанием, а наоборот всеобщим. Соответственно, чтобы прийти к всеобщему необходимо и отталкиваться от всеобщего, а точнее от его доказуемых основ.
На вопросы отвечал В.Ю.Беличенко (Эксперт МОС "Global Outlook")
Комментариев нет:
Отправить комментарий