Translate

пятница, 26 сентября 2014 г.

Картина современного общества.


Отношение 
современного общества к личности.

Наше современное общество по  сравнению с предыдущими историческими периодами добилось больше материальных благ, чем у любой другой эпохе. Наше глобализированное общество конечно лучше, чем  общество 19 и даже 20-го века и в целом какого-либо ранее созданного человеком социального формирования. У нас появилась относительная свобода от угнетения; относительная свобода передвижения; а также достаточно уникальные возможности распространения искусства, музыки и идей. Но всё это не означает, что существующее общество самое лучшее.
Если рассматривать этот вопрос в целом, то мы увидим, что наше желание  доминировать над природой и производить больше материальных благ (товаров) — привёл нас к тому, что мы совсем забыли чему призвано служить знание. Оно ведь призвано сделать жизнь человека более длительной и комфортной, для того чтобы человек освободившись от малоэффективного и изнурительного труда смог развиваться как личность. Но, к сожалению, вместо того, чтобы дать человеку возможности для ещё более достойной жизни, мы стали производить всё больше и больше товаров. И, на самом деле, случилось так, что производство и потребление обрели первостепенное значение: перестали быть средством, превратившись в - цель. И мы теперь занимаемся сумасшедшим потреблением и сумасшедшим производством. В результате возникшее положение дел не способствует развитию человека как личности. И всё же человек сам себе внушает, говоря себе: «я использую работу, чтобы жить, работа даёт чувство нужного и достойного человека, чувство здравомыслящего человека».

И всё же, уже сегодня в значительной степени меняется отношение к работе, т.к. человек интуитивно чувствует некий недостаток, дискомфорт и некую ущербность. Работа для него в значительной степени становится бессмысленной, так как он начинает понимать, что на самом деле к ней он не имеет никакого отношения, а является частью большого социального механизма управляемого бюрократией, стремящейся максимально его выжать. Большинство людей очень часто осознанно или бессознательно ненавидят свою работу, поскольку они чувствуют себя в её ловушке... узником работы... они чувствуют себя механизмом, что тратит большую часть своей энергии на то, что не имеет само по себе никакого смысла для развития личности.
Конечно, что сама по себе работа важна для человека, т.к. необходимо зарабатывать на жизнь, но чтобы сделать человека счастливым этого недостаточно. Ведь он, чтобы заработать деньги, вынужден, проводит большую часть времени, занимаясь тем, что ему лично скучно и неинтересно. Всё это происходит из-за того, что существует естественная потребность человека в творчестве, поэтому независимо от того чем человек занимается ему необходимо творческое наслаждение, т.е. удовольствие от личного участия в создании чего либо. Ремесленники прошлого испытывали это чувство и стремились свой опыт творить передать своим ученикам, но промышленная революция и технический прогресс поставил другие задачи, поэтому сегодня  вы с большим трудом найдёте квалифицированных работников, которые способны испытывать это удовольствие. Все ещё чувство удовольствия от творения может оставаться у архитекторов и ряда других немассовых профессий. Но если взять продавца, который продает бесполезный товар, он чувствует себя мошенником, и он тихо ненавидит свой товар, который ничего не значит для него лично. Более того, чтобы выполнить свой план, продавец должен заставить людей покупать, осознавая, что люди бы просто так не купили его товар, поскольку с позиции потребностей этих людей, эти вещи излишние, а значит бесполезные.  
Ориентация экономики на рыночные отношения отразилось на способе отношений между людьми, а именно: к человеку стали относится также как к вещам на рынке. Таким образом, их чувство собственной оценки зависит от того, сколько рынок, в буквальном смысле, готов заплатить за них... Поэтому сегодня с людьми обращаются как с вещами.  Если бы та или иная вещь могла рассуждать, то она бы испытывала чувство ужасной неполноценности из-за того, что её никто не купил, и чувствовала бы себя бесполезной. Именно такие переживания испытывает человек, когда на него нет спроса, и он не может себя продать и тем самым развивается комплекс собственной бесполезности и ущербности.
Надо отметить, что для экономики рыночные отношения являются хорошим стимулом для её развития, но проблема в том, что рынок вырвался из хозяйственных границ, и на личностном уровне проявляет себя больше как разрушитель, а не созидатель личности.

Отношение человека к обществу

В современном обществе социальные отношения становятся всё менее глубокими. Люди всё больше боятся быть откровенными друг с другом и даже со своими супругами. Всё чаще люди скрывают «страх реальной близости» поверхностным чувством вроде дружелюбия, которое само по себе хорошее чувство, но, всё же, очень поверхностное. Сегодня среднестатистический человек в реальности озабочен только личными делами: своим здоровьем, деньгами и семейной суетой. Но, в своем большинстве люди не беспокоится об обществе, в котором они живут. На самом деле они только говорят об этом. Известно ведь, когда конкретный человек сталкивается с проблемами, которые касаются его лично (или его семьи) он, волнуясь о личных делах, зачастую не может заснуть. Человек не можете спать спокойно из-за того, что его лично действительно беспокоит. Но, в своем большинстве люди никогда не теряют  сон из-за событий, которые происходят в его обществе, во всей нашей стране или в мире. Это происходит из-за того, что большинство людей отделили свою личную жизнь от общества. Другими словами всё больше игнорируется закономерная взаимосвязь по формуле «человек - общество». Но, осознавая, что такая связь всё же существует, преобладающее большинство людей оставили заботу об обществе правительству. Таким образом, сняв с себя ответственность, они выливают все свои накопившиеся недовольства на существующее правительство.  
На самом деле, проблема в том, что в нашем аморфном обществе очень сложно развить в себе чувство ответственности за происходящее в обществе. Каждый хотел бы что-то сделать, но развить в себе чувство ответственности — это нелегко. Всё это следствие недостатков нашей системы: у гражданина общества очень мало возможностей оказывать какое-либо влияние на свое общество — выражать свое мнение, способное повлиять на процесс принятия решений. Поэтому с одной стороны это приводит к политической летаргии и глупости. А с другой стороны, если человек не имеет возможности действовать, его мышление становится пустым и субъективным.

Когнитивное общество.

Реальная картина обществ, которая возникает перед нашим взором, выглядит весьма мрачно. Наша основная задача как человеческих существ в этом кризисном мире — это выжить, остаться свободными, реализовать себя и познавать мир. Но для того, чтобы положительно повлиять на общество мы должны принять решение о ценностях. Если высшей нашей ценностью является —  человек (а не вещь), то в таком случае, у нас даже не должно возникать вопроса «Стоит ли нам ради нашего выживания оставить (забыть) эту ценность?». Если это действительно высшая ценность, тогда и жизнь, и смерть не может изменить их. Но если мы хотим изменить весь наш образ жизни ради так называемого «выживания», тогда я думаю, мы делаем как раз именно то, что угрожает нашему выживанию.
Известно ведь, что наши жизненные силы и жизнеспособность каждого народа основывается на искренности и глубокой вере в идеи, которые мы заявляем или провозглашаем. Но опасность современного общества в том, что многие говорят одно, а думают и делают другое.
Но всё же, чтобы преодолеть огромное количество проблем современного потребительского общества необходимо начинать строить  – когнитивное общество. Именно тогда в действительности мы сможем говорить о равенстве, о счастье, о свободе, о духовных ценностях, т.е. наша повседневная жизнь начнет всё больше соответствовать этим принципам.  В когнитивном обществе равенство не означает одинаковость, а указывает на то, что каждый человек есть конечная цель другого человека и человек не должен быть средством для цели другого человека: каждая личность и есть цель для каждого человека.
Наступило время, когда мы вынуждены признать, что человечество сбилось с пути, сконцентрировавшись на потреблении т.к. общества, которые успешно следуют одной своей цели, в момент погони за этой целью не могут видеть, где эта цель мешает увидеть следующую более высокую цель. То есть, они попадают в тупик.

И всё же мы не должны терять веру в возможности человека, которые показали себя в прошлом. Всё ещё возможно, что мы сможем возродить наше реальное видение жизни. А, следовательно, мы должны критически относиться к тому обществу, что есть сейчас и начинать формировать новый образ общественных отношений..


Валерий Беличенко





Комментариев нет:

Отправить комментарий