Translate

пятница, 17 августа 2012 г.

Будущее человеческой цивилизации.




Все права защищены.
При перепечатке материалов гиперссылка на первоисточник обязательна.

Язык оригинала - русский.

Наступление Цивилизационного барьера.
Автор В.Ю.Беличенко.
(фрагмент из научного доклада)

            Если максимально очистить историю развития «повседневного мира» от проекций естественных взаимосвязей жизненного и объективного мира, тогда перед нами предстаёт рациональный и прагматичный мир. Такой «повседневный мир» – сводится к деятельности по добыче базовых ресурсов необходимых для жизнедеятельности  человека. И то, как человек, добывал базовые ресурсы в значительной степени и определяло развитие мира. 
Необходимо отметить, что понятие «Цивилизация» справедливо отождествляется с городом, ибо во все времена в городах естественным образом создавалось основное движение, а периферия поддерживала проживающих в них людей. Наша современная цивилизация и сейчас организована по тому же стародавнему принципу, - наша общечеловеческая цивилизация в целом, и по своей сути, является и остаётся быть - городской.
А так же необходимо отметить, что Историческое время «повседневного мира», зачастую не просто останавливалось, но и обращалось вспять. И это происходило всегда, когда цивилизации не в состоянии были ответить на вызов цивилизационного барьера. Философия истории имеет множество примеров, когда стрелки исторического времени приобретали обратный ход – в прошлое. Так, например: мир, который образовался на руинах Римской империи, по различным экспертным оценкам откатился назад от трех до пяти веков, в «темные века», безвозвратно утратив «львиную часть» достижения человеческого разума, ибо новой религиозно политической властью было уничтожено большая часть античных рукописей, свитков и знаменитых трактатов.
По большому счёту (без учёта фазовых периодов развития), историческое время, имеет краткую историю своего развития, т.к. человечеству удалось только один раз - преодолеть цивилизационный барьер, и не напрасно тот фазовый переход был назван  Неолитической революцией. А именно, ещё с древних времен оседлые общества по мере разрастания до определенного уровня наталкивались на - цивилизационный барьер, который выражался в ограниченных возможностях экосистемы, на условиях использования простейшей технологии добычи, даже с учётом примитивной модернизацией того времени. 
Преодолеть цивилизационный барьер удалось с помощью того, что начала реализовываться фундаментальная для того времени инновация, а именно - искусственное использование природных свойств экосистемы. Понадобилось более четырех тысяч лет, для исторического фазового перехода, что бы некоторые регионы древнего мира всё же смогли преодолеть цивилизационный барьер.  И мир вошёл в аграрную стадию своего развития, которая стала называться - традиционной. Развитие этой инновационной технологии позволило древнему человеку подняться на более высокий уровень своего развития, появляется всё больше экономической стабильности, когда человек и народ мог богатеть, развиваться, стали появляться новые возможности досуга и условия для развития искусства и знания.
Традиционная эпоха длится до нашего времени и весь этот период используется экосистема на основе развития всё той же стародавней «инновационной» технологии – аграрной, а начиная с 18 века ещё и модернизированной. Безусловно, что благодаря «промышленной механизации» стрелки исторического времени значительно ускорились, и в результате возник современный мир, который мы так хорошо знаем.
Не смотря на все достижения «промышленной механизации» - добыча базовых ресурсов из экосистемы осуществляется, пусть модернизированным способом, но всё же на основе всё той же давней традиционной технологии.  В своё время фундаментальная инновация «земледелие и животноводство», сменило «собирательство и охоту», что и позволило преодолеть первый цивилизационный барьер, а сегодня «повседневный мир» сталкивается со вторым цивилизационным барьером, для преодоления которого необходима новая фундаментальная инновация, которая сменила бы традиционную технологию добычи базовых ресурсов, подняв человечество на качественно иной виток развития.
Необходимо отметить, как заявил Отдел ООН в области народонаселения, что: «В мире с населением 7 миллиардов человек, глобальное соотношение сельского и городского населения необратимо меняется в пользу городов». Данный факт, лишний раз доказывает, что все обстоятельства складываются в пользу неизбежности наступления цивилизационного барьера.  Таким образом, наше двадцать первое столетие, это не просто пик развития традиционной технологии, и не просто век насыщенного процесса разного вида урбанизаций. Но и уже, по объективным причинам, век начала наступления цивилизационного барьера - и от того сумеет ли человечество его преодолеть зависит его будущее. Уже сегодня мы можем наблюдать его первые, пока ещё слабые толчки, которые проявляются в форме кризисных состояний во многих областях жизнедеятельности цивилизаций. 
В наше время индустриально развитые страны не только осознают приближение цивилизационного барьера, но и активно занимаются планированием будущего. Но, необходимо отметить, что страны исследующие перспективы развития цивилизаций, на самом деле заботятся - не столько о всемирном благе, а о том, что бы занять лидирующую позицию в новом будущем мире, не зависимо от того по отрицательному или положительному сценарию будут развиваться исторические события. Именно поэтому, в 21 веке по мере надвигающегося цивилизационного барьера всё больше будет разворачиваться битва в пространстве информационного мира. Любая инновационная информация может оказаться чрезвычайно ценной как в технологической, так и гуманитарной сфере. 

Но в любом случае мы уже сегодня выбираем своё будущее «повседневного мира», а именно: Будущее будет развиться в положительном варианте  – в «когнитивный мир» (новый мир, он лучше настоящего мира и это мир который смог преодолеть второй цивилизационный барьер 21-22 веков с помощью найденной и реализованной технологической инновации, сохраняя все волшебные достижения индустриального периода). А, в отрицательном варианте  – в «мир нео-феодализма» (то есть, мы откатываемся назад в прошлое и в результате получаем обратно традиционную фазу с остаточными унаследованными фрагментальными элементами индустриального периода).
Сегодня же политикум индустриально развитых стран борется за «продолженное настоящее», т.е. стараются сохранить мир таким, каков он есть, стараются не допускать сильных потрясений и радикальных крайностей. На самом деле, «продолжение настоящего» это, То за что цивилизованное человечество будет бороться в 21 веке, стараясь преодолевать кризисы, являющиеся симптомами грядущего цивилизационного барьера, пытаясь сохранять все существующие механизмы в экономике, в финансовой сфере, в образовании, в социальной организации и т.д. Все эти механизмы латаются, придумываются различные ходы, человечество выкручивается, как только может и всё ради «продолжения настоящего». Возможно, человечество сможет приспособиться, найти какие-то универсальные и возможно не популярные решения и таким образом ещё какое-то время оставаться в индустриальной фазе. И всё же сегодня мы вынуждены констатировать тот факт, что Мир изменился – он стал быстрый, а настоящее медленное, ибо реакция властей на быстро меняющийся мир, часто запаздывает или вообще отсутствует. Такое состояние дел может привести к тому, что миру не удастся долго удержаться в «продолженном настоящем», если не начнутся реализоваться необходимые гуманитарные и технологические инновации.  
 Государства, интенсивно занимающиеся конструированием будущего, всё больше приходят к выводу о том, что уже необходимо планирование одновременно по двум сценариям развития будущего. Ибо нео-феодализм не наступит «по умолчанию», в случае провала «когнитивного мира».  Если суждено будет историческому времени откатиться назад, это не означает, что должен наступить нео-феодализм, всё может быть гораздо хуже, поэтому что бы относительно безболезненно вернуться в традиционную фазу - необходимо планирование содержащие поэтапные действия. Уже сегодня во всех развитых странах мира, создаются автономные долгоживущие хранилища научной и научно-технической информации, рассчитанные на несколько столетий хранения. Другими словами, создаются системы, которые будут страховать мир в случае развития будущего по нежелательному сценарию.  
Сегодня проводится работа и в другом направлении, а именно: несколько стран, на протяжении с 1995 по 2000 годов заявили о создании своих собственных проектов нового типа - в когнитивном направлении. Все эти инициативы, ничто иное, как - попытки найти способ, что бы выйти в другую схему организации бытия. Так, например, Япония по результатам своих исследований обратила внимание на следующее: «Известно ведь, говорят они, что каждый фазовый переход в будущее происходил только тогда, когда люди начинали думать по-другому. Происходил переворот в сознании, т.е. на место одних ценностей приходили другие.  Поэтому современному миру для того, чтобы перейти в будущее надо начать думать по-другому.»
Говоря иначе, ответственность лежит на гуманитариях, ибо именно они обречены, быть тем поводырём для человечества в его фазовом переходе. Только они, могут подготовить общество для преодоления цивилизационного барьера, или же отдать развитие мира на волю случая.
Сегодня же мы находимся в состоянии того, что – «будущее определено, но не выбрано». Таким образом, в 21-м веке, пока политикум бьется за настоящее, ещё есть время выбирать и конструировать наше будущее, в котором мы хотим жить. А раз так, то возникает фундаментальный вопрос: - где философия и в целом гуманитарии могут черпать свое вдохновение для возможностей осуществления своей исторической миссии!?...

Продолжение в докладе: "От философии без кавычек к позитивной трансформации глобализированного общества" . Доклад полностью  опубликован по эл. адресу: 
http://globaloutlook2012.blogspot.com/2012/09/blog-post_8586.html





Комментариев нет:

Отправить комментарий