Все права защищены.
При
перепечатке материалов гиперссылка на первоисточник обязательна.
Язык оригинала - русский.
Наступление Цивилизационного
барьера.
Автор
В.Ю.Беличенко.
(фрагмент из научного доклада)
Если максимально очистить историю развития «повседневного мира» от проекций естественных взаимосвязей жизненного и объективного мира, тогда перед нами предстаёт рациональный и прагматичный мир. Такой «повседневный мир» – сводится к деятельности по добыче базовых ресурсов необходимых для жизнедеятельности человека. И то, как человек, добывал базовые ресурсы в значительной степени и определяло развитие мира.
Необходимо
отметить, что понятие «Цивилизация» справедливо отождествляется с городом, ибо
во все времена в городах естественным образом создавалось основное движение, а
периферия поддерживала проживающих в них людей. Наша современная цивилизация и
сейчас организована по тому же стародавнему принципу, - наша общечеловеческая
цивилизация в целом, и по своей сути, является и остаётся быть - городской.
А так же
необходимо отметить, что Историческое время «повседневного мира», зачастую не
просто останавливалось, но и обращалось вспять. И это происходило всегда, когда
цивилизации не в состоянии были ответить на вызов цивилизационного барьера. Философия
истории имеет множество примеров, когда стрелки исторического времени приобретали
обратный ход – в прошлое. Так, например: мир, который образовался на руинах Римской
империи, по различным экспертным оценкам откатился назад от трех до пяти веков,
в «темные века», безвозвратно утратив «львиную часть» достижения человеческого разума,
ибо новой религиозно политической властью было уничтожено большая часть античных
рукописей, свитков и знаменитых трактатов.
По большому
счёту (без учёта фазовых периодов развития), историческое время, имеет краткую
историю своего развития, т.к. человечеству удалось только один раз - преодолеть цивилизационный барьер, и не напрасно тот
фазовый переход был назван Неолитической
революцией. А именно, ещё с древних времен оседлые общества по мере разрастания
до определенного уровня наталкивались на - цивилизационный барьер, который
выражался в ограниченных возможностях
экосистемы, на условиях использования простейшей технологии добычи, даже с
учётом примитивной модернизацией того времени.
Преодолеть цивилизационный
барьер удалось с помощью того, что начала реализовываться фундаментальная для
того времени инновация, а именно - искусственное
использование природных свойств экосистемы. Понадобилось более четырех
тысяч лет, для исторического фазового перехода, что бы некоторые регионы
древнего мира всё же смогли преодолеть цивилизационный барьер. И мир вошёл в аграрную стадию своего развития,
которая стала называться - традиционной. Развитие этой инновационной технологии
позволило древнему человеку подняться на более высокий уровень своего развития,
появляется всё больше экономической стабильности, когда человек и народ мог
богатеть, развиваться, стали появляться новые возможности досуга и условия для развития
искусства и знания.
Традиционная
эпоха длится до нашего времени и весь этот период используется экосистема на
основе развития всё той же стародавней «инновационной» технологии – аграрной, а
начиная с 18 века ещё и модернизированной. Безусловно, что благодаря «промышленной
механизации» стрелки исторического времени значительно ускорились, и в
результате возник современный мир, который мы так хорошо знаем.
Не смотря на все
достижения «промышленной механизации» - добыча базовых ресурсов из экосистемы осуществляется,
пусть модернизированным способом, но всё же на основе всё той же давней традиционной
технологии. В своё время фундаментальная
инновация «земледелие и животноводство», сменило «собирательство и охоту», что и
позволило преодолеть первый цивилизационный барьер, а сегодня «повседневный
мир» сталкивается со вторым цивилизационным барьером, для преодоления которого
необходима новая фундаментальная инновация, которая сменила бы традиционную
технологию добычи базовых ресурсов, подняв человечество на качественно иной
виток развития.

В наше время
индустриально развитые страны не только осознают приближение цивилизационного
барьера, но и активно занимаются планированием будущего. Но, необходимо
отметить, что страны исследующие перспективы развития цивилизаций, на самом
деле заботятся - не столько о всемирном благе, а о том, что бы занять
лидирующую позицию в новом будущем мире, не зависимо от того по отрицательному
или положительному сценарию будут развиваться исторические события. Именно
поэтому, в 21 веке по мере надвигающегося цивилизационного барьера всё больше будет
разворачиваться битва в пространстве информационного мира. Любая инновационная
информация может оказаться чрезвычайно ценной как в технологической, так и
гуманитарной сфере.


Но в любом
случае мы уже сегодня выбираем своё будущее «повседневного мира», а именно: Будущее
будет развиться в положительном варианте
– в «когнитивный мир» (новый
мир, он лучше настоящего мира и это мир который смог преодолеть второй
цивилизационный барьер 21-22 веков с помощью найденной и реализованной
технологической инновации, сохраняя все волшебные достижения индустриального
периода). А, в отрицательном варианте – в
«мир нео-феодализма» (то есть, мы откатываемся
назад в прошлое и в результате получаем обратно традиционную фазу с остаточными
унаследованными фрагментальными элементами индустриального периода).
Сегодня же
политикум индустриально развитых стран борется за «продолженное настоящее», т.е. стараются сохранить мир таким, каков
он есть, стараются не допускать сильных потрясений и радикальных крайностей. На
самом деле, «продолжение настоящего» это, То за что цивилизованное человечество
будет бороться в 21 веке, стараясь преодолевать кризисы, являющиеся симптомами
грядущего цивилизационного барьера, пытаясь сохранять все существующие
механизмы в экономике, в финансовой сфере, в образовании, в социальной
организации и т.д. Все эти механизмы латаются, придумываются различные ходы,
человечество выкручивается, как только может и всё ради «продолжения настоящего».
Возможно, человечество сможет приспособиться, найти какие-то универсальные и
возможно не популярные решения и таким образом ещё какое-то время оставаться в
индустриальной фазе. И всё же сегодня мы вынуждены констатировать тот факт, что
Мир изменился – он стал быстрый, а настоящее медленное, ибо реакция властей на
быстро меняющийся мир, часто запаздывает или вообще отсутствует. Такое
состояние дел может привести к тому, что миру не удастся долго удержаться в
«продолженном настоящем», если не начнутся реализоваться необходимые
гуманитарные и технологические инновации.
Государства, интенсивно занимающиеся
конструированием будущего, всё больше приходят к выводу о том, что уже
необходимо планирование одновременно по двум сценариям развития будущего. Ибо
нео-феодализм не наступит «по умолчанию», в случае провала «когнитивного мира».
Если суждено будет историческому времени
откатиться назад, это не означает, что должен наступить нео-феодализм, всё
может быть гораздо хуже, поэтому что бы относительно безболезненно вернуться в традиционную
фазу - необходимо планирование содержащие поэтапные действия. Уже сегодня во
всех развитых странах мира, создаются автономные долгоживущие хранилища научной
и научно-технической информации, рассчитанные на несколько столетий хранения. Другими
словами, создаются системы, которые будут страховать мир в случае развития
будущего по нежелательному сценарию.
Сегодня проводится
работа и в другом направлении, а именно: несколько стран, на протяжении с 1995
по 2000 годов заявили о создании своих собственных проектов нового типа - в
когнитивном направлении. Все эти инициативы, ничто иное, как - попытки найти способ,
что бы выйти в другую схему организации бытия. Так, например, Япония по
результатам своих исследований обратила внимание на следующее: «Известно ведь, говорят они, что каждый
фазовый переход в будущее происходил только тогда, когда люди начинали думать
по-другому. Происходил переворот в сознании, т.е. на место одних ценностей
приходили другие. Поэтому современному
миру для того, чтобы перейти в будущее надо начать думать по-другому.»
Говоря иначе, ответственность
лежит на гуманитариях, ибо именно они обречены, быть тем поводырём для человечества
в его фазовом переходе. Только они, могут подготовить общество для преодоления
цивилизационного барьера, или же отдать развитие мира на волю случая.
Сегодня же мы
находимся в состоянии того, что – «будущее определено, но не выбрано». Таким
образом, в 21-м веке, пока политикум бьется за настоящее, ещё есть время
выбирать и конструировать наше будущее, в котором мы хотим жить. А раз так, то
возникает фундаментальный вопрос: - где
философия и в целом гуманитарии могут черпать свое вдохновение для возможностей
осуществления своей исторической миссии!?...
Продолжение в докладе: "От философии без кавычек к позитивной трансформации глобализированного общества" . Доклад полностью опубликован по эл. адресу:
http://globaloutlook2012.blogspot.com/2012/09/blog-post_8586.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий