Translate

среда, 7 мая 2014 г.

В.Ю.Беличенко: Как организовано мироздание - фрагмент онтологического анализа.

     
  Уважаемые читатели, опубликованная ниже статья является ответом на многочисленные письма в которых просят описать категорию "Покоя" упомянутую в статье: Краткий обзор философской концепции «Глобальное мировоззрение».
      
         

В упомянутой статье говорилось об организации мироздания, которое усматривает в строении Универсума состояние наслоения, из которых фундаментальными являются три слоя:

1-й слой – это категория Движения.
2-й слой – это категория Покоя.
3-й слой – это категория «Иная». 

Категория Движения.
Под категорией «Движение» понимается движение материи, как на микро, так и на макро уровнях. В качестве объектов категории «Движения» выступают различные проявления (формы, силы) природы, которые взаимодействуют друг с другом, проистекающие естественным путем и подчиняется только вселенскому всеобщему порядку (либо относительному беспорядку) в соответствии с  физическими законами природы. Естественным является то, что категория движения для человека воспринимается как существующее (т.к. она без всякого труда есть осязаемая и наблюдаемая человеческим организмом) и, по сути, является нашим бытием.
Теперь по вашим просьбам более детальное описание категории "Покоя".

Категория Покоя.

 Начинать описание данной онтологической категории, целесообразно с концепции Элиатов.    Тезис онтологической концепции элеатов о том, что  «бытие - есть, а небытия нет», уже в ранние древние времена подвергался критики (в частности Платоном). А сегодня этот тезис тем более не может восприниматься всерьез, потому что множественности предметов, вещей (сущностей) быть не может, если нет того, что отделяет их друг от друга. Само наличие множественности существующего и тем более его движение, возникновение, или уничтожение не может быть без небытия (т.е. пустоты). Небытие можно назвать пустотой, но  ничего из существующего так назвать нельзя, ибо подлинно сущее и есть наше бытие, состоящее из множества частиц, организованных разным способом. 

Другими словами, вещи - суть сущности, так как все они имеют свои границы и форму. Бытие сущности не может принадлежать к беспредельному и бесконечному, ибо оно всегда фиксировано в определенных пространственных пределах, всегда должно быть устойчивым и таковым является. Это устойчивое состояние для самих людей и более низких существующих форм есть основополагающее определение и форма, от которых всё сущее (в том числе и мы), имеем своё собственное бытие. Таким образом, множественность движущегося сущего во вселенной (т.е. бытия) невозможна без небытия (т.е. без пространства пустоты).
Следовательно, онтологический тезис концепции элеатов  «бытие - есть, а небытия нет» не выдержал испытание временем, а объективным будет такой тезис: «бытие и небытие сосуществуют как неотъемлемые части одного целого».
 Поэтому Платон был прав, когда говорил, что "с одной стороны, бытие должно быть тождественно[1] самому себе (т.е. должно "покоиться"), ибо без покоя не могло бы существовать тождественное. А, с другой стороны, быть отличным от себя самого, т.е. "двигаться". Но если и движение, и покой сосуществуют и причастны бытию, то бытие объемлет и то, и другое, и, следовательно, отличается от обоих". Поэтому нельзя противопоставлять бытие и небытие, как это делали элеаты, и Платон их справедливо критиковал.
Другими словами, под бытием понимался видимый и ощущаемый человеком мир, всякое сущее материального мира, а Небытие — отсутствие, отрицание бытия, как не существование. Уже Демокрит говорил, что Небытие  - основа всего сущего. Ничто — это способ существования Небытия. Небытие находится среди бытия, наполняя и пронизывая его. Вот и получается, что ещё в глубокой древности было понятно, что «Бытие» и «Небытие» являются двумя понятиями, характеризующими свойства Бытия в целом.
С высоты нашего времени, некоторым может показаться, что мыслители древности обсуждали очевидные вещи, но это не совсем так, ибо появление этих категорий («Бытие» и «Небытие») обязаны, желанию разума мыслителей определить первопричину возникновения бытия, а категории[2] являются теми узловыми пунктами познания, «ступеньками» и моментами проникновения мышления в сущность вещей. Итак, давайте ещё раз но по новому взглянем на эти две основные категории бытия, что позволит нам прикоснуться к его первопричине. 

О силе Небытия.

Для того, что бы лучше понять что есть «Небытие», попробуйте вообразить полное отсутствие микромира (т.е. элементарных частиц энергии и т.п.) и как следствие, макромиров (галактик и вселенной в целом), другими словами представьте - отсутствие всего. В результате, такого полного исключения, у нас остается только одно, а именно ничего не содержащая в себе бесконечное пространство пустоты, или абсолютное -  Ничто[3].
«Ничто» или Абсолютная пустота не могут быть материальны, т.к., подразумевают отсутствие чего–либо, а значит по определению – не материальны. Следовательно, данная категория, является не материальной, в которой ничего нет, и нечего не происходит. Соответственно, что «Ничто», исключает такие понятия как космическое пространство[4] или физический вакуум[5]. И всё же если беспощадно следовать по пути исключения чего-либо, то, мы столкнемся с непреодолимым пределом, когда исключение уже невозможно. А именно, исключить - само отсутствие чего-либо т.е., невозможно исключить само пространство Абсолютной пустоты. Таким образом, пространство лишенное чего либо. и является этим – Ничто[6]Но, как только мы попробуем определить размер этого пространства, обнаруживается что оно не имеет и не может иметь границ, а значит не имеет, ни начала, ни конца.   Абсолютную пустоту можно сравнить только лишь с абсолютным молчанием и вечной смертью, т.е., с полным покоем или с бездной в которой ничего нет, и ничего не происходит.
Соответственно мы можем знать о наличии или отсутствии, появлении или исчезновении тех или иных вещей (сущностей) бытия, а вот говорить об возможности исчезновения пространства пустоты, – нельзя и тем более допускать его отсутствие (т.к. состояние данного пространства подразумевает уже отсутствие чего-либо, следовательно говорить  об отсутствии его самого представляется невозможным и неосуществимым).
Наличие безграничной пустоты является естественным состоянием природы как таковой и бытия в целом, а именно не только до появления Вселенной[7], но наличествует и сейчас, и всегда будет со-присутствовать. Ибо, без пространства пустоты, невозможно наличие движения и множественность тождественностей, т.к. для будь- какого даже самого малого движения в микро- мире необходимо пространство, не говоря уже о макро- мире.
Таким образом, это означает, что: «Ничто» (по другому: Небытие или пространство абсолютной пустоты)  - есть исключительная  тождественность. «Ничто» не может иметь границ – значит бесконечно. «Ничто» не может исчезнуть - значит  вечно и представляет собой состояние полного покоя. Следовательно, «Ничто» никогда, ни при каких условиях не было, и не будет, причиной Движения. Ибо из абсолютной пустоты, т.е., из ничего - ничто не может возникнуть.
Совершенно противоположным пространству абсолютной пустоты является – категория «Движение». Вселенная и мир, в котором мы живем, есть Движение в этой пустоте. Следовательно всё что окружает человека (и сам человек) ,- есть движение в пространстве пустоты как на микро- уровнях, так и на макро- уровнях.  Сам организм человека живет благодаря внутреннему движению в этой всё пронизывающей и вездесущей пустоте. Абсолютная пустота это естественная среда обитания для всего, что не создано движением.
Категория «Движение» - в самом широком значении – отождествляется с существованием. Тут необходимо отметить, что с древних времен «существование» называли «Бытием»[8], но в данной работе говорится о «движении» как об одной части бытия, ибо Бытие объемлет пустоту и движение. Поэтому, пустота и движение это части одного целого, они сосуществуют как необходимые условия для существования не только жизни, но и существования как такового. Только в совокупности этих двух категорий бытие есть бытием.
Существующее - всегда представляет собой движение, в отличие от «Ничто» для которого состояние Покоя есть естественным. И тут нужно констатировать факт: То, что движется –  всегда изменяется. Следовательно, всё существующее обладает свойствами изменчивости - как результат взаимодействий внутри движения.
Абсолютная пустота не может быть причиной возникновения движения, ибо представляет собой его отсутствие, и наоборот Движение не может быть причиной возникновения пустоты, ибо без пустоты Движение существовать не может, т.к. нуждается в его пространстве.
Важно, что зависимость Движения от "Ничто" не ограничивается только тем, что пустота служит пространством для Движения. А именно, "Ничто" состоящее из пустоты способно воздействовать на Движение, постепенно поглощая его своим состоянием, превращая Движение в Ничто. Данное воздействие пассивное и существует по причине отсутствия границ у пространства пустоты. Ярким примером такого воздействия может свидетельствовать физический закон энтропии[9].
 Иными словами, любая энергия рассеивается и угасает в безграничной пустоте Ничто, превращаясь из состояния Движения в состояние Покоя и, в итоге превращаясь в Ничто. Даже наши простые наблюдения за окружающим миром постоянно напоминают о действии закона энтропии, а именно мы повсеместно видим постепенное превращение сложноорганизованного в более простое и чем сложнее организация, тем быстрее она поддается распаду. Так, например: Организм человека, равно как и всё остальное органическое и неорганическое подчинено закону энтропии и уже не важно, какая это форма жизни и на каком конце Вселенной она находится, ибо движение материи подчинено закону рассеивания энергии, как на микро, так и на макро уровне.
И всё же нельзя исключать возможность возникновения сложно-организованных образований – как результат интенсивных взаимодействий внутри движения. Но рано или поздно наступает высшая точка или пик интенсивности взаимодействий внутри движения во Вселенной, после чего наступает необратимый процесс движения в Ничто. Следовательно, Вселенная и наш Мир, являются движением в пустоту. 
  
Итак:  Небытие, Ничто, Абсолютная пустота – по сути - есть одно и то же, и являются одной из основополагающих категорий Бытия. Небытие это пространство без материи, которое находится в состоянии Покоя и не способно к движению, а значит - не изменяется, а стало быть, является  неизменным. То, что неизменное – есть вечное, а то, что вечное есть всеобщее, т.к. всё причастно к нему. А, Всеобщее значит – везде присутствующее, и значит бесконечное
Всё несуществующее есть Покой, а всё существующее – есть движение. Движение обладает свойствами - изменчивости, конечности, единичности (наличие границ) и множественности тождественностей.
Взаимодействие предусматривает взаимное изменение того, что взаимодействует.  Так вот Движение и Покой не взаимодействуют, существует лишь одностороннее воздействие и это воздействие Пустоты на Движение. Движение не может воздействовать на «Ничто», оно всего лишь пытается расширить свои границы, но т.к. пространство пустоты не имеет границ, для движения эта задача становиться неосуществимая. Кроме того, по мере расширения Движением своих границ, оно становиться уязвимым изнутри, т.е. менее плотным, более разреженным, а значит, уступает место пустоте. Вселенная это борьба, противостояние, война между Движением и Ничто, в которой предопределен победитель.
Движение не может образоваться без пустоты (т.е. без пространства), так как благодаря ей существует множественность тождественностей и неизменность физических законов, даже гравитация обязана ей. Вот и получается, что  Движение не может обойтись без пустоты, а отсутствие Движения естественное состояние Ничто.

* * *

Возникает логичный вопрос: Правомерно, что Абсолютная пустота (т.е. Ничто или Небытие) не может быть причиной возникновения Движения во Вселенной, но Движение существует, тогда: - что является его причиной для его возникновения?
Как уже говорилось, Движение и Покой сосуществуют и причастны бытию, являясь его неотъемлемыми частями. Следовательно, бытие (в целом) вмещает и объемлет их обоих, (эти две противоположности), а, причиной возникновения движения может быть только то, что отличается от обоих.  ,Всё это подтверждает то, что существует во Вселенной третья категория, которая и является причиной Движения. Рассуждая о третьей категории, а именно о свойствах её характеризующих, - будет уместным вспомнить Платона, который за всю историю человечества наиболее близко подобрался к третьей категории бытия. Платон вводит понятие «Иного», которое есть «существующее небытие». "Иное" у Платона "нисколько не меньшее бытие, чем само бытие, ... оно не обозначает противоположного бытию, но лишь указывает на иное по отношению к нему" (Софист, 258 b).


Желающим узнать больше об организации универсума советуем ознакомится  с онтологией ИНОГО:
http://globaloutlook2012.blogspot.com/2016/04/blog-post.html

  Вселенная и сознание
    (онтологический анализ)


[1] Тождество следует отличать от сходства, подобия и единства. Сходными мы называем предметы, обладающие одним или несколькими общими свойствами; чем больше у предметов общих свойств, тем ближе их сходство подходит к тождеству. Два предмета считаются тождественными, если их качества совершенно сходны. Однако, следует помнить, что в мире предметном (материальном) тождества быть не может, так как два предмета, сколь бы ни были они сходны по качествам, всё же отличаются числом и занимаемым ими пространством.  Необходимое условие тождества — это единство: где нет единства, не может быть и тождества. Материальный мир, делимый до бесконечности, единством не обладает; единство появляется с жизнью, в особенности с духовной жизнью. Мы говорим о тождестве организма в том смысле, что его единая жизнь пребывает, несмотря на постоянную смену частиц, образующих организм; где есть жизнь, там есть единство, но в настоящем значении слова еще нет тождества, поскольку жизнь убывает и прибывает, оставаясь неизменной лишь в идее. То же самое можно сказать и о личности — высшем проявлении жизни и сознания; и в личности нами лишь предполагается тождество, в действительности же его нет, так как самое содержание личности постоянно меняется. Истинное тождество возможно только в мышлении; правильно образованное понятие имеет вечную ценность независимо от условий времени и пространства, в которых оно мыслится. Лейбниц своим principium indiscernibilium установил мысль, что не могут существовать две вещи совершенно сходные в качественном и количественном отношениях, поскольку такое сходство было бы ни чем иным, как тождеством. Философия тождества выступает центральной идеей в работах Фридриха Шеллинга.
[2] О Категориях - Платон, признавал пять основных категорий: сущее, движение, покой, тождество и различие. Аристотель пишет специальный трактат «Категории», в котором Категории трактуются как отражение и наивысшее обобщение объективной реальности. Он выделил десять категорий: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Однако Аристотель не раскрыл диалектической взаимосвязи Категории Система Категории, созданная Аристотелем, была господствующей в течение нескольких веков.
[3] В физике следует разделять понятия вакуума, от абсолютной пустоты и «ничто». Вакуум — отсутствие в пространстве какого бы то ни было вещества, тем не менее, в вакууме могут существовать различные поля. Если вообразить, что в некотором пространстве нет вещества и энергии -  оно всё равно будет оставаться местом, куда можно поместить что угодно. Доказать существование пустоты путем проведения эксперимента невозможно. В противном случае то, что было бы обнаружено, не являлось бы пустотой, так как любое наблюдение связано с материальным взаимодействием, а пустота по определению нематериальна. В то же время опровергнуть существование пустоты также невозможно. Тем не менее с позиций других методов познания (например, индуктивизма) может считаться состоятельной. Физиками рассматриваются теории образования Вселенной «из ничего», однако пустота или ничто не является корректным физическим высказыванием. Иногда мы можем слышать высказывания, что: «Ничто» это ещё и отсутствие пространства. Такие суждения справедливы, если под пространством иметь в виду космическое пространство или даже вакуум.
[4] Космическое пространство (космос) — относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел. Вопреки распространённым представлениям, космос не является абсолютно пустым пространством — в нём существует очень низкая плотность некоторых частиц (преимущественно водорода), а также электромагнитное излучение.
[5] Под физическим вакуумом в современной физике понимают полностью лишённое вещества пространство. Даже если бы удалось получить это состояние на практике, оно не было бы абсолютной пустотой. Квантовая теория поля утверждает, что, в согласии с принципом неопределённости, в физическом вакууме постоянно рождаются и исчезают виртуальные частицы: происходят так называемые нулевые колебания полей. В некоторых конкретных теориях поля вакуум может обладать нетривиальными топологическими свойствами, но не только, а также в теории могут существовать несколько различных вакуумов, различающихся плотностью энергии или другими физическими параметрами (в зависимости от применяемых гипотез и теорий). Некоторые из этих предсказаний теории поля уже были успешно подтверждены экспериментом. Так, эффект Казимира[1] и лэмбовский сдвиг атомных уровней объясняется нулевыми колебаниями электромагнитного поля в физическом вакууме. На некоторых других представлениях о вакууме базируются современные физические теории. Например, существование нескольких вакуумных состояний (так называемых ложных вакуумов) является одной из главных основ инфляционной теории Большого взрыва.
[6] Рассуждение о том, что «Ничто» включает в себя не просто отсутствия чего-либо, но исключает и само пространство Абсолютной пустоты – не верно, ибо исключить То чего нет – нельзя.
[7]Теория Большого взрыва не даёт никакой возможности говорить о чём-либо, что предшествовало этому моменту (потому что наша математическая модель пространства-времени в момент Большого взрыва теряет применимость, при этом теория вовсе не отрицает возможность существования чего-либо до Большого взрыва). Это сигнализирует о недостаточности описания Вселенной классической общей теорией относительности. Есть ряд вопросов, на которые теория Большого взрыва ответить пока не может, однако основные её положения обоснованы надёжными экспериментальными данными, а современный уровень теоретической физики позволяет вполне достоверно описать эволюцию такой системы во времени, за исключением самого начального этапа — порядка сотой доли секунды от «начала мира». Для теории важно, что эта неопределённость на начальном этапе фактически оказывается несущественной, поскольку образующееся после прохождения данного этапа состояние Вселенной и его последующую эволюцию можно описать вполне достоверно.
В течение длительного времени понятие пространства рассматривалось в философии как неотделимое от субъекта, то есть от наблюдателя. И даже в ранних изданиях Британской энциклопедии говорилось, что пространство нельзя рассматривать отдельно от такого понятия как разум и что оно является феноменом разума. С тех пор было предпринято много попыток определить пространство в узко материалистическом смысле, однако успеха они не принесли. Современная наука не продвинулась дальше, чем указанное выше понятие «арены действий». Будучи одним из самых базовых понятий в физике и инженерном деле, понятие пространства, вероятно, должно быть точкой соприкосновения философии и точных наук и не может рассматриваться только лишь в рамках одной из этих областей.
[8] Исторически сложилось так, что под Бытием, в самом широком значении, понимается существование. Понятие бытия — центральное философское понятие и предмет изучения онтологии. В большинстве случаев исследования бытия сводились к исследованию его частей, как правило, относящихся к категории «движения». Начиная от древнегреческой философии Парменида и так далее - в идеалистической философии о бытии и в диалектическом материализме, так же в экзистенциализме вплоть до Хайдеггера, Гартмана и т.п.
[9] Энтропия — мера необратимого рассеивания энергии.