Мировоззренческие уровни.
Автор В.Ю.Беличенко
(01.08.2018 г.)
Все права защищены.
При перепечатке материалов гиперссылка
на первоисточник обязательна.
Мы рассмотрим важную тему, а именно: что предопределяет поведение человека в течении всей его жизни?
Известно, что именно мировоззрение человека является его путеводителем в принятии тех или иных решений и, соответственно, регулирует его выбор и поведение. Более того, знание о мировоззрениях людей позволяет предвидеть их действия в тех или иных ситуациях. В связи с этим возникает множество вопросов: как разобраться в хаосе существующих мировоззрений? Какие существуют виды мировоззрений и какое их количество? И т.п.
Совершенно справедливо высказывание, которое гласит: «сколько людей, - столько и мировоззрений». Каждый человек индивидуален и, соответственно, все люди имеют собственный опыт и миропонимание. Более того, на протяжении жизни человека его мировосприятие видоизменяется, приобретая дополнительные качества, а порой становиться противоположным ранее ему присущему мировоззрению. И всё же, несмотря на индивидуальные особенности всех существующих в мире мировоззрений, - их можно систематизировать.
В современном мире любое существующее мировоззрение опирается на одно из трех фундаментальных представлений о мироздании.
Иногда в мировоззрении человека пересекаются сразу две фундаментальные основы миропонимания. Именно поэтому знание этих фундаментальных основ позволяет не только разобраться в своём мировоззрении, но и способствует тому, чтобы начать свой путь до уровня Глобального Мировоззрения. Итак, давайте кратко рассмотрим эти фундаментальные мировоззренческие основы.
Основа Религиозного мировоззрения.
На нашей планете существует множество разнообразных религий, но у всех религий в мире есть одно общее, а именно: вера в сверхъестественное. У каждой религии представление о сверхъестественном различное: у одних — это Бог, у других - Процесс, у третьих – абстрактный Абсолют и т.д.
В основе любого религиозного мировоззрения лежит разделение мира на естественную и сверхъестественную среду. От сверхъестественной сферы верующие ожидают помощи в своих повседневных нуждах, а посредством различных форм поклонения и всевозможных практик (в виде медитации и мантр, ритуальных действий и молитв, соблюдение обрядов и правил поведения, и т.д.) надеются от сверхъестественного получить просветление и, возможно, даже - единение с ним.
Другими словами, в основе любого религиозного мировоззрения лежит своя сверхъестественная картина мира, в рамках которой человек желает найти для себя жизненную опору, уповая на веру в силу веры и другие религиозные действа. Во всех религиях на первом месте вера, которая всегда ценится выше знания, а зачастую, даже презирает или игнорирует его.
В свою очередь, все религии делятся на две группы.
В основе одной группы религий лежит манифестационное представление об организации бытия, а в основе другой группы - креационистское . На манифестационной основе построены такие религиозные учения как: Буддизм, Конфуцианство, Индуизм, Даосизм, Джайнизм и все производные от них ветви. А на основе креационизма: Иудаизм, Христианство, Ислам и производные от них разнообразные направления. Именно эти два религиозных представления о мироздании на многие тысячелетия предопределили развитие человеческой цивилизации. Именно они служили основой в представлении людей о природе вещей, о Боге, о духе и материи, об эссенции и субстанции, о мистике и т.д..
Основа научного мировоззрения.
На протяжении всей обозримой истории человечества, вплоть до XVIII века, в центре внимания людей были только манифестацизм и креационизм. Весь этот исторический период называется домодернистической эпохой.
Со времен Рене Декарта и Исаака Ньютона (17 -18 век) всё больше распространяется аналитическое и рациональное мировосприятие. В то время всё чаще задавались вопросом: в каких случаях человек имеет право сомневаться в истинности знания? В поисках ответа на этот вопрос Рене Декарт говорил: «Рассудок является той единственной способностью человека, которой можно доверять, т.к. более нет ничего, на что можно было бы опереться». Исаак Ньютон, в свою очередь, утверждал: «Всё, что не подтверждается опытом, подвергается сомнению».
Таким образом, рождается научный метод познания, который становится приоритетным в изучении окружающего нас материального мира. После этого начинает набирать обороты исторический процесс, когда все естествоиспытатели уже обязаны были апеллировать к доказательности научного экспериментального опыта. В результате, - было совершено значительное количество научных открытий и начал интенсивно развиваться научно- технический прогресс, который существенно изменил жизнь людей на земле. В итоге появился современный мир, - хорошо знакомый нам всем.
Уже в начале 20 века сформировалась научная картина мира, которая фундаментально отличалась от религиозных картин мира. А именно: если в религиозном представлении мир состоит из двух категорий: материальной (т.е. имманентной) и вне материальной (т.е. трансцендентной), то в научном представлении о мире отрицается наличие нематериальной категории. И одновременно выдвигается идея о самостоятельной способности материи к саморазвитию, т.е., - идея самодостаточности материального мира.
В результате возникает представление о мире, где нет места для трансцендентного (нематериального) Бога и, соответственно, нет места для каких-либо нематериальных процессов. В научной картине мира первопричиной возникновения всего является Большой взрыв, который произвёл материю, способную (в определённых физических условиях) к самозарождению простейших форм жизни. А в результате эволюции возникает её наивысшая форма - разумная жизнь.
Сегодня данное представление об организации мироздания лежит в основе современной науки, которое служит для неё ориентиром в научных поисках. Научное мировоззрение также называют атеистическим и материалистическим и т.п.
Основа философского мировоззрения.
От того, что философия всегда имела огромное количество разнообразных направлений и, зачастую, - разнополярных и противоречивых, создаётся впечатление, что в мире философии царит хаос, который не поддается систематизации. И всё же это не так. Но для того, чтобы добраться до основы философского мировоззрения, важно знать о предмете (объекте) философского познания.
В отличие от религии, философия (равно, как и наука) имеет свой предмет исследования. Именно этот факт и роднит науку с философией. Если у науки таким предметом познания являются - Законы природы, которые она старается обнаружить и затем поставить их на службу человеку, то у философии - иной предмет исследования. Главным предметом философии в целом является: обобщение всех человеческих достижений во всех областях жизнедеятельности человека. Такое обобщение делается только с одной целью - выработать ориентир для дальнейшего развития общества.
Процесс обобщения вынуждает философию смотреть на научное и религиозное мировоззрения как бы со стороны, как независимый наблюдатель. Такая дистанция от религии и науки и, в целом, - от субъективного восприятия бытия, позволяет философу оставаться более объективным. Такое состояние исследователя является необходимым условием, чтобы заниматься предметом философского познания.
Однако такое глобальное обобщение совершить сложно, поэтому существует множество отраслевых философских направлений, которые могут рассматриваться как момент в этом глобальном обобщении. Соответственно, одни философы исследуют религии, другие - общество, третьи - методологию науки и т.д. Не удивительно, что философы, занимающиеся узко отраслевыми направлениями и пребывающие в собственной философской конструкции, зачастую ощущают некоторый не уют, дискомфорт, т.к. испытывают чувство неполноценного философского знания. Они понимают, что думают не как Гераклит, и не как Платон, и даже - не как Аристотель, т.е. комплексно, - но неполноценно. Данный факт лишний раз свидетельствует о том, что философия - это всего лишь путь к чему-то большему, к чему-то более значительному и более фундаментальному. А именно, - к более высокому уровню миропонимания, т.е. к Глобальному Мировоззрению.
Таким образом, философия — это мировоззренческий путь, ведущий в конечном результате к Глобальному миропониманию. Философия, своего рода, - промежуточный этап от различных мировоззренческих взглядов — к фундаментальному Глобальному мировоззрению. Следовательно, философия это особый, научно-теоретический тип мировоззрения, в основе которого лежит стремление к Глобальному миропониманию путем обобщения всего общечеловеческого опыта, в том числе как религиозного, так и научного.
Основа Глобального Мировоззрения.
Глобальное мировоззрение является наивысшим мировоззренческим уровнем, потому что его основа - целостное онтологическое знание «всего сущего», которое абсолютно самодостаточно, абсолютно завершено, абсолютно закрыто на себя и выстроено на основе логики и доказательности. Данное знание является ИНЫМ на фоне научного или религиозного представления об организации мироздания.
Глобальное мировоззрение содержит в себе фундаментальное знание не только об окружающей нас реальности, о внутреннем мире человека и Универсуме в целом, но и вытекающих из него аксиологических, гносеологических, антропологических и, следовательно, социально гуманитарных взглядов.
Глобальное мировоззрение в своей системе «Человек - Универсум» осуществляет онтологическую фокусировку, постигая тем самым универсальное знание о мире. И как следствие, - осуществляется переход от горизонтально-исторического — к вертикально-онтологическому, от религиозно-мистического — к рационально-реалистическому восприятию мира. Кроме того, данное знание содержит в себе значительное преимущество в сравнении с до-модернистическим, но до сих пор существующим представлением о трансцендентном.
Итак, мы кратко ознакомились с основами существующих в мире мировоззрений, из которых выделяется Глобальное мировоззрение как наивысший мировоззренческий уровень.
Для тех, кто стремится к саморазвитию, необходимо знать больше о Глобальном мировоззрении.
Сноска на видео: Мировоззренческие уровни
Комментариев нет:
Отправить комментарий