Translate

вторник, 25 декабря 2012 г.

«Модернизация» мировоззрения.






                                                                                                                            

  «Модернизация» мировоззрения  

- путь к устойчивому  развитию общества.


Язык оригинала - русский. 
 Все права защищены.
При перепечатке материалов гиперссылка 

на первоисточник обязательна.
Тезисы из текста В.Ю.Беличенко 
на Международной Научной Конференции.


              На Всемирном саммите ООН была подтверждена приверженность всего мирового сообщества идеям – «устойчивого развития планеты». По этому поводу, необходимо констатировать тот факт, что уже в современных условиях, для преодоления цивилизационного барьера необходим новый виток модернизации. Поэтому сегодня остро стоит задача модернизации не только для технологически отстающих стран (как необходимое условие для их выживания), но и для техно-экономически развитых стран. 
         Обычно под модернизацией  понимают -  технико-экономическую модернизацию.  Именно на неё направляют интеллектуальные и  материальные ресурсы. Но, модернизация, это более широкое понятие, которое включает в себя не только техно-экономическое направление, но и не менее важные направления, т.е. политическое и мировоззренческое. Ведь без мировоззренческой, а затем и политической модернизации – невозможна сама по себе и техно-экономическая модернизация. Именно мировоззренческая основа, является основополагающей для прогресса и развития общества, или наоборот тормозит развитие общества, или даже способствует деструкции и регрессу. 
        Проблема культурно-мировоззренческой модернизации - это не только современная проблема государств, но это ещё и глобальная проблема. Это центральная проблема сохранения мира и безопасности на планете.

         Организация "Global Outlook" – видит необходимость мировоззренческой и культурной модернизации - как безотлагательное дело сегодняшнего дня. А значит необходим новый вектор наставничества, который соответствует современным социальным условиям. 



Вектор наставничества
в современных социальных условиях.


Известно, что образование – вносит существенный вклад в формирование личности,  как субъекта социальных взаимоотношений, как носителя знаний, нравственности, культуры, а значит образование – является одним из важнейших факторов, влияющих на преобразования человека, общества и всего мира. Очевидным есть то, что в современных исторических условиях, в условиях глобализации, в условиях информационного общества, в условиях политико-идеологического кризиса и т.д. современное образование уже должно быть дополнено новым вектором наставничества, который соответствует требованиям современности. 
Сегодня, все чаще во всех странах мира системные знания все больше подменяются потоком различной научной информации, за которой размыто или вовсе отсутствует целостное виденье, что пагубно влияет на формирование мировоззрения личности. Поэтому, не удивительно, что сегодня всё чаще многие говорят о наличии мировоззренческого кризиса. И  как следствие такого кризиса - все чаще звучат, даже среди ученых, разно-полярные  мнения (включая и по фундаментальным вопросам), что в свою очередь ещё больше усиливает существующую мировоззренческую дезориентацию. Всё это подтверждает то, что необходимо развивать наставничество по определённому вектору – а именно по вектору ориентирующему на формирование уже «Глобального мировоззрения».


      Сверхновые государства и сверхновый мир могут зародиться только на иной, новой мировоззренческой основе, на новой культурной основе, а это значит - на новой онтологической основе. Теперь как альтернатива существовавшей тысячелетиями теологической мировоззренческой основе «Человек и Бог», а также и атеистической мировоззренческой основе «Человек и Природа», предлагается новая мировоззренческая основа – «Человек - Универсум». Ведь в системе «Человек и Природа»  мир материи представлен, как «имманентный самому себе», что с одной стороны, данная онтологическая парадигма, будучи очищенная от трансцендентного, эффективно служит развитию естествознания. А, с другой стороны, увеличивает разрыв между иррациональной моральной, духовной и психологической необходимостью и рациональной картиной мира. Таким образом, система «Человек и Природа», избавившись от трансцендентного, не произвела замену, не дала альтернативу, и тем самым нарушила онтологическую Симметрию, что и позволило наличествовать устаревшим, но условно Симметричным онтологиям пре-модерна. Одновременно, мировоззренческая система «Человек и Бог», была, как-бы достаточным мировоззренческим основанием для до-модернистической эпохи.  Но, как стало уже очевидным - не может, вмещать в себя современную технологическую цивилизацию, тем более, дополненную процессами глобализации, когда вплотную происходит столкновение с культурным  и религиозным  многообразием. Теперь, в условиях современной глобализированной и технологической цивилизации, нужна другая, новая мировоззренческая  основа, т.е.: глобальное мировоззрение.

    Двадцатый век дорого заплатил за «Ассиметричную онтологию модерна», перенесенную в сферу социальных отношений. Однако, наш 21-й век вплотную столкнувшись с глобализацией и наступлением цивилизационного барьера, уже не в состоянии будет нести груз «онтологической Асимметрии модерна». Поэтому, цивилизационный фазовый переход возможен только в случае наличия «Симметричной онтологии», способной лечь в основу для развития когнитивного мира и естественному отступлению устаревших, до-модернистических онтологий. Методологической основой системы «человек - Универсум» - является концепция «Глобальное Мировоззрение», в основу которой легло утверждение новой онтологической парадигмы - всего сущего. Теоретическая разработка и логическое уяснение данной онтологии в практике - формирует позитивное и конструктивное  мировосприятие.   Данная онтологическая парадигма исходит из научно – опредмеченной картины мира.  Кроме того, помимо концептуально-методологического, рационального понимания всего сущего, содержит ещё и чувственно-эмоциональное, трансцендентное восприятие.
Онтологическая концепция «Глобальное Мировоззрение» – абсолютно самодостаточна, абсолютно завершена, абсолютно закрыта на себя. В системе «Человек - Универсум» - онтологическая фокусировка мира предполагает смещение исходной точки отсчета человека. Осуществляя переход, от горизонтально-исторического - к вертикально-онтологическому, от религиозно-мистического - к рационально-реалистическому восприятию мира. Данная онтологическая парадигма всего сущего (в рамках «Глобального мировоззрения»), является методологической основой, как для национально-государственной, так и для глобальной мировоззренческой модернизации, а значит и основой для наставничества и как следствие - устойчивого развития мира. Что естественным образом способствует преодолению цивилизационного барьера, а также создаёт основу для глобальной культуры, прокладывая путь к построению когнитивного мира. Технологически и экономически, глобальный единый мир - нужно «поставить» на онтологически единую культурную мировоззренческую основу, ибо выход из государственно-национального и глобального тупика - находится в смене мировоззрения.  А именно: в диалектическом переходе к новой онтологической парадигме, поэтапной естественной замене теологической системы «Человек и Бог», а также атеистической системы «Человек и Природа» - на современную систему «Человек - Универсум», которая должна лежать в основе светского образования, как в своё время, в основе образования лежало богословие или научный атеизм. «Глобальное Мировоззрение» в системе  «Человек и Универсум» - создаёт новую фундаментальную основу для систематизации научных знаний, а значит и определяет направление наставничества на всех уровнях образования, создавая новую систему воспитания подрастающего поколения. В современных условиях, онтология «Глобального Мировоззрения» - это основа для нового витка просвещения и, в целом, устойчивого развития мира. 


        Проблема нашего общества и в целом общечеловеческого общежития состоит не в том, что оно не готово к изменениям, чтобы соответствовать современным условиям глобального мира, а в том, что у общества нет ориентиров, способных лечь в основу для модернизации мировоззрения. Известно ведь, что каждый фазовый переход в будущее происходил только тогда, когда люди начинали думать по-другому. Происходил переворот в сознании, т.е. на место одних ценностей приходили другие.  Поэтому современному миру для того, чтобы перейти в безопасное будущее надо начать думать по-другому.Реальность требует нового понимания, сегодня люди находятся в сильном желании вернуться к базисным ценностям всего «хорошего», «истины», «справедливости» - интуиция человечества требует позитива в новой глобальной обертке, преодолеть всеобщую тоску об образе будущего. На верху мира должен быть ориентир, маяк для цивилизаций – Глобальное Мировоззрение. Поскольку, даже само по себе слово-выражение «глобальное мировоззрение» - уже способно ориентировать, ибо подразумевает знание, которое является интуитивно достоверным, но до сих пор, остается быть имплицитно фоновым.

   Данный образ системы «Человек – Универсум»,  является единственным способом преодоления цивилизационного барьера. Ибо, во-первых: не только даёт убедительную альтернативу старому до-модернистическому, и до сих пор существующему представлению о трансцендентном. Но, и во-вторых: способствует устранению различия между деятельностью по конституированию мира (за посредничеством картин мира) и самими событиями, которые конституированные изнутри самим миром. Итак, XXI-е столетие может стать эпохой нового витка Просвещения и наставничества, имеющих корреляционное отношение к «глобальному мировоззрению». А также, век актуализации различных социальных практик, действующих на основе «глобального мировоззрения», содействующих позитивной трансформации глобализированного общества.

Соответственно:

Глобальное мировоззрение включает в себя виденье, содержащее ясное представление о глобальной культуре, какой она должна быть во благо человека в новых исторических условиях (т.е. уже в глобализированном мире), и виденье глобальной «картины мира», которое способно объединить человеческую расу, сохраняя культурное разнообразие[1]

 Глобальное Мировоззрение - представляет собой не просто идею регулятивного порядка, а может, кроме всего прочего, послужить «языком межкультурного общения», что, позволяет укрепить курс безопасного развития мира в условиях 21 века, так как  содержит ясное представление об эффективном и безопасном развитии человечества в целом[2]
    Данная социальная практика формирует в обществе ясное представление о Новом человеке и новой цивилизации, уже имеющих «глобальное мировоззрение», где осознается человек как личность иного масштабного уровня, как Homo cogitare. А на личностном уровне, знания о Глобальном Мировоззрении придают человеку чувство верного направления и укрепляют ощущение безопасности, позволяют человеку обнаруживать, находить себя в мире, среди существующего культурного, религиозного и философского разнообразия, и как следствие – успешно самореализоваться.

По  данной теме рекомендуем:
Академический доклад часть 2-4:
http://globaloutlook2012.blogspot.com/2012/09/blog-post_8586.html




[1] А именно, существующие тенденции глобального эволюционизма указывают на то, что мир созревает к глобальной культуре. Но, на каком фундаменте она должна строиться? - как не на Глобальном Мировоззрении. Современное миропонимание сегодняшнего глобализированного мира нуждается в массовом осознании исторического единства всех наций мира, их ощущение принадлежности к более общему, более широкому социуму, что и может обеспечить общая и уже глобальная культура, которая ориентирована на сохранение национального многообразия, как одного из условий нормального гармоничного развития современного глобального мира. Другими словами, Глобальное Мировоззрение не только ложится в основу ранее не существовавшей глобальной культуры, но и образовывает новую картину мира.

[2] С помощью такой практики, могут эффективно предотвращаться всевозможные современные конфликты, возникающие вследствие существования конкретно-исторических (по существу и по происхождению) противоречий. Другими словами, это инструмент позволяющий процессы глобализации сделать управляемыми, т.е. это своего рода - проводник глобализации, обеспечивающий вектор безопасного развития мира. Ценностью Глобального Мировоззрения является то, что в условиях нестабильности и глобализации социальных процессов, оно дает миру единую безопасную (в частности для разнообразия) глобальную ориентацию, четкий ориентир для цивилизаций, индуцирует оптимистическую перспективу исторического будущего человечества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий