Translate

четверг, 16 августа 2012 г.

Ответы на заданные вопросы.




Язык оригинала - русский.


Впервые в истории человечества пришло острое ощущение общности проблем, ощущение взаимосвязанности и взаимозависимости народов, стран, структур, институтов, партий, общественных движений, людей и каждого человека в частности: мир стал восприниматься как единый, общий, целостный, иными словами, как глобальный. Глобальность нашла свое отражение во всех сферах общественной жизни: политической, социальной, военно-политической, культурной, морально-этической, религиозной и т.д. 
                                                                               
В.Ю. Беличенко.

Вопрос: Каким образом поведут себя глобализированные пространства (культурное, экономическое, финансовое, правовое, информационное и т.д.) в условиях вызревания и выхода на историческую сцену наступающей глобальной цивилизации?


Ответ: К такому вопросу приковано пристальное внимание специалистов различного профиля, людей разной мировоззренческой направленности, идеологических предпочтений и пристрастий. Все эти глобальные процессы вызывают у них неоднозначную реакцию, широкий спектр мнений и оценок. Но современная реальность такова, что политическая, социологическая, военно-стратегическая, этнонациональная, культурологическая, этическая сферы являются вторичными, т.е. производными от геоэкономической и геофинансовой сфер.  Другими словами, расцвет или притеснение зависит от геоэкономического поведения. Геоэкономика стала "альфой и омегой", стержнем настоящей глобализации, центральным ее двигателем. Именно поэтому, в мире существуют предчувствия грозных перемен, неизбежности наступающих опасностей, существование скрытых угроз для национальных государств и мировому сообществу в целом. Как следствие, интуитивно возникает желание обуздать, смирить ситуацию и направить её в позитивное русло. В связи с этим, часто звучат заявления мировых политиков и интеллектуальной элиты мира о необходимости всемирной наднациональной идее, способной дать безопасный вектор развития мира.      
Таким образом, феномен общественного развития, получивший название «глобализация», не обещает миру чего-либо хорошего, особенно в условиях, когда отсутствует всеобщий, глобальный, культурный ориентир. Он необходим как инструмент в управлении процессами глобализации, а также должен обладать свойствами, которые смогли бы открыть новейшие горизонты развития мира, создать условия для взрыва творческого духа и нового осознания личности как уже человека с глобальным мировоззрением.
Организация «The public educational project - Global Outlook» способствует решению данной проблемы, так как она осуществляет главное, а именно: "схватив" логику и контекст нового феномена - глобализации, дает не только рычаги управления ею, но и создает ориентир для цивилизаций. Несмотря на то, что глобальный мир являет собой сложнейшее многообразие, -  сам проект организации прост и реалистичен. Как следствие, он способен к адаптации на всех «срезах» глобального мира, вплоть до выхода на повседневную реальность. Ибо сегодня человек, осознавая или нет, уже реально живет в глобальных координатах развития, постоянно с ними сталкивается, решает проблемы и задачи, с ними связанные, на всех уровнях бытия. Говоря о глобализации как о целостном современном явлении, мы не можем сбрасывать со счетов тот факт, что этот мир «вне» и «без» глобального мировоззрения, по существу, прогрессивно и безопасно функционировать уже не сможет, ибо он сегодня подошел к такой черте, когда нуждается в очень серьезных реформах.

Вопрос: Может ли в условиях глобальных угроз быть сформирована эффективная общечеловеческая мораль как основа для всеобщей культуры?
Ответ: Важную роль в формировании всеобщей культуры призваны играть международные структуры. Однако, будучи созданными в другую эпоху, деятельность большинства из них в области решения глобальных проблем осуществляется старыми методами, которых уже совершенно не достаточно. Даже они сами понимают, что нуждаются в преобразованиях и реформах, которые бы смогли помочь им эффективно решать глобальные проблемы. Но для этого необходима ясная и уже всеобщая формулировка всемирной цели и способов её достижения. А в контексте социальной практики «Глобальное мировоззрение» и её глобально-культурной перспективы существует возможность образования всеобщей разумной формулировки целей для современного человечества как единого целого. Даже само словосочетание «глобальное мировоззрение» уже указывает на перспективу формирования планетарного виденья, а организация «The public educational project - Global Outlook» выступает его подлинным, настоящим выражением.

Вопрос: Что представляет собой понятие «Глобальное Мировоззрение»?
Ответ: Глобальное мировоззрение - новый тип виденья и мышления, которое создает фундамент уже для глобальной культуры, а значит - безопасное будущее культурно-исторического развития. Благодаря такому мировоззрению,  люди  (и, как следствие, общество) находят точку опоры, т.к. обнаруживают и находят себя в мире среди существующего культурного, религиозного и философского хаоса. Правомерно будет говорить о новом миропонимании, используя термин «Глобальное Мировоззрение», в содержание которого мы включаем:

В отношении мира.

1. Осознание глобальных проблем и виденье путей их разрешения в сторону мирного и безопасного развития человечества.

2. Виденье, содержащее ясное представление о глобальной культуре, какой она должна быть во благо человека в новых исторических условиях, т.е. уже в глобализированном мире.

3. Виденье, содержащее глобальную «картину мира», способное объединить человечество, в том числе и в сфере его духовной ориентации, сохраняя при этом культурное и религиозное разнообразие.

4. Переосмысление гуманистических  ценностей в системе отношений «человек – государство – мир».


В отношении государства.

5. Виденье, способствующее находить решение локальных проблем не только до государственного уровня, но и содержащее ясное представление об эффективном и безопасном развитии человечества в целом.

6. Новое неидеологизированное мышление, которое освобождает от сложившихся в обществе иллюзорных стереотипов в отношениях «человек – общество».

7. Осознание ценности и пользы от практической деятельности, способствующей устойчивому развитию глобальной культуры в обществе на всех его уровнях, от местных до международных.

8. Переосмысленное взаимодействие в системе «человек – наука», определяющее иной статус фундаментальной науки для общества.



В отношении личности.

9. Ясное представление о Новом человеке и новой цивилизации, опирающееся на «глобальное мировоззрение», в котором человек осознается уже не как «Homo sapiens», а как «Homo cogitarе».  

10. Виденье, формирующее мировоззренческую устойчивость личности и мотивирующее её к позитивному и безопасному поведению в обществе.

 Вопрос: Зачем нужна популяризация Глобального Мировоззрения? 
Ответ: В эпоху научно-технического прогресса и возникших глобальных проблем современности происходит трансформация культурно-исторического процесса, что означает становление культурных универсалий, уже в планетарном масштабе. И все же, четко определенной глобальной культуры нет. В настоящее время, образовались всего лишь культурно-глобальные позиции по некоторым вопросам, например: вопрос экологии, гражданского общества, прав человека и т.д. Они крайне необходимы для того, чтобы коренной исторический вопрос современности – «быть или не быть», в отношении мировой цивилизации - был решен в интересах человечества и естественной среды его бытия. А вот целостной культурной системы нет, потому что для ее формирования необходима мировоззренческая основа. Поэтому выглядит естественным, что основой для формирования глобальной культуры, должно стать глобальное мировоззрение, и это главное, т.к. такое мировоззрение позволяет очертить ее контуры.
На этапе становления планетарно-культурной системы (на основе формирования «глобального мировоззрения») - станет актуализация и рост интеллектуального единства человечества. А это является важным фактором развития глобальной культуры.
Многие проблемы требуют своего решения, однако начало преобразования общественного сознания, формирования у людей «глобального мировоззрения», нового типа мышления, возможно, в том числе, и средствами просветительской деятельности и образования.
С помощью популяризации такого «глобального мировоззрения» преодолевается: во-первых -  политико-идеологический кризис; - кризис философской и религиозной парадигм; в четвертых - обеспечивает мировое сообщество глобальной (наднациональной) идеей и т. д.. Другими словами, это инструмент позволяющий процессы глобализации сделать управляемыми, своего рода - проводник глобализации. Естественным, является то, что вокруг такого мировоззрения сосредоточена интеллектуальная и политическая элита мира, ибо оно является вектором безопасного развития мира. С точки зрения стратегии «человеческих качеств» - это означает, что подлинную нравственную ответственность за реализацию модальности мировой культуры может взять на себя только этически развитая личность.
И национальное мировоззрение в глобальном мире требует массового осознания исторического единства всех наций мира, их ощущение принадлежности к более общему, более широкому социуму, которому необходима общая уже глобальная культура. Более того, такая культура должна быть ориентирована на сохранение национального многообразия, как одно из условий нормального гармоничного развития современного глобального мира. Другими словами, такое «Глобальное Мировоззрение», своего рода эталон сознания, так необходимого современному миру в качестве образца. Создается ясное представление о новом человеке, мыслящим глобально не только по горизонтали, но и по вертикали.  Поэтому, это еще идеология нового человека.
Ценностью «Глобального Мировоззрения» является то, что в условиях нестабильности и глобализации социальных процессов, он дает миру единую глобальную ориентацию, четкий ориентир для цивилизаций, индуцирует оптимистическую перспективу исторического будущего человечества. А на личностном уровне, знания о «Глобальном Мировоззрении» дает новейшие мироощущение, мировоззрение, миросозерцание, наделяет чувством собственной значимости, как гражданина „глобального полиса”, придает человеку чувство верного направления и укрепляет ощущение безопасности.

 Вопрос: Может ли личность достичь уровня глобального мировоззрения?
Ответ: Естественно, что люди с «Глобальным Мировоззрением» не рождаются, но его возможно достигнуть, благодаря соответствующим знаниям и жизненному опыту. «Глобальное Мировоззрение» - это наивысший мировоззренческий уровень для человека, идеал для всех других мировоззрений, будь-то научного, религиозного или какого либо другого. 
«Глобальное Мировоззрение» нельзя поместить как философию между религией и наукой или в один ряд с ними, или даже над ними.  «Глобальное Мировоззрение» является основой для ранее не существовавшей глобальной культуры, которая впитывает лучшие ценности существующих национальных культур. И все же, это иная культура, не принадлежащая какой-либо нации, а является достижением всего мира.  Она способна быть для наций ориентиром, не ассимилируя их в себя, а наоборот, в состоянии придать свойственный и характерный  для них вектор национального развития. «Глобальное Мировоззрение» гармонично синтезирует современные научные факты с проверенными веками духовными ценностями и с фундаментальными ходами систематической философской мысли. 


Глобальное Мировоззрение естественным образом всё больше становиться идеалом, образцом, эталоном для глобализированного общества и ориентиром для цивилизаций, позволяющим начать путь гармонизации (или согласования) каждого различия, каждого конфликта между всеми культурными и социальными общностями на Земле, возникающими из многообразия современных культурных и социальных инноваций. Ибо «Глобальное Мировоззрение» является своевременным вызовом, реакцией и ответом на все возрастающую социальную напряженность, на растущий конфликтный потенциал как внутри отдельных сообществ, так и между различными народами, странами, культурами и религиями и т.д. А деятельность «The public educational project - Global Outlook» как раз и направлена на преодоление существующей напряженности (вызванной процессами глобализации) и создание единой глобальной ориентации. Данная деятельность прямо содействует построению лучшей системе социальных отношений, т.к. выявляет миру современный ориентир, что и позволяет открыть новейшие горизонты развития безопасного мира и создать условия для взрыва творческого духа, а также нового осознания личности.  


На Ваши вопросы отвечал:
Эксперт в области глобальных процессов
Валерий Юрьевич Беличенко





2 комментария:

  1. Динамика нарастания глобальных угроз определяет опережающую динамику глобального осознания их для возможности принятия упреждающих мер, иначе мы обречены.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласен.. Весьма будем благодарны - если по этому поводу напишите статью, которую мы сможем разместить в данном блоге...

      Удалить